ИЗОБРЕТАТЕЛИ ИМИДЖА Скромный и незаметный клерк, ставший главой крупной компании и миллионером… Сказочный сюжет? Отнюдь. Консультант по цвету Светлана Алликас и художник-модельер Елена Лютюк, затеявшие недавно «имиджмейкерский» проект, утверждают, что человеку подвластны невообразимые высоты, лишь бы он имел цель и не боялся предстать в новом образе. Поменять гардероб, прическу, сбрить усы – все это, оказывается, не только для того, чтобы знакомые восхищенно воскликнули «ах, неужели это ты?!». Если в нашем шкафу висят вещи всех цветов радуги и на все случаи жизни, то, надевая ту или иную, мы, во-первых, отлично можем контролировать свое психологическое состояние, во-вторых, можем улучшать настроение и добиваться успеха в конкретных делах. Игра с бутылочками Не секрет, что 30% первоначального впечатления люди получают визуально. Нам бросается в глаза, как незнакомец выглядит, как он жестикулирует, как держится, и на основании этого мы с ходу делаем какие-то выводы. Помните знаменитое «встречают по одежке». Правда, если, к примеру, жесты незамедлительно выдают мучащие человека психологические проблемы (скажем, в беседе не стоит прикасаться к голове – знак недоверия к себе или к людям!), то конкретные рекомендации, как добиться желаемого, что для этого надо, специалист дает позже. …Комната напоминает химическую лабораторию. Бутылки с разноцветными жидкостями, ярко раскрашенные картонки, экстравагантно-колоритные дамы. «Сережа, расставь, пожалуйста, бутылочки по цветам: тот, что более всего нравится, поставь первым, дальше – по убывающей», - так начинается знакомство клиента с консультантом по цвету. Света занимается цветом (Света – цветом, здорово!) уже пять лет. Говорит, есть свои наработки, тренинги по цветотерапии. За Леной, работы которой ей очень нравились, наблюдала не один год, но каждая из мастериц творила сама по себе. Однажды Елена Лютюк пришла на тренинг Светланы Алликас, потом они окончили бизнес-курс «Отношения, ведущие к успеху» и вот уже после этого решили придумать что-то вместе. «Создание нового имиджа - это некий синтез услуг, - рассказывает Света. - Ничего подобного, насколько мне известно, в Эстонии нет. Если описать в двух словах, то мы преобразовываем человека, а получается это потому, что цветовое тестирование и психология цвета прекрасно выявляют взаимодействие сознания и подсознания». …Первой Сергей ставит красную бутылку, тем самым определяя этот цвет как любимый. Завершает ряд - желтый. Светлана просит взять красную емкость в одну руку, желтую - в другую и посмотреть на них. Как же мы удивляемся, когда Сергей вдруг выдает, что на самом деле этот красный похож на малиновый сироп, а он ягоды не выносит. А «нелюбимый» желтый для него – солнышко и чувство радости. Светлана поясняет, что ничего удивительного здесь нет: «Так происходит довольно часто. Есть такое понятие - негативное наслаждение. Привыкая к обстановке, к палитре, в которой находится,человек автоматически считает ее единственно правильной. Когда же начинаем работать со всей цветовой гаммой, нас ждет множество сюрпризов и открытий». Надоело быть белым и пушистым После бутылочек «испытуемому» предлагаются карты необычайного многоцветья.Теперь ему предстоит выбрать самые приятные для него оттенки, предположим, того самого нелюбимого, желтого. Последовательность цветовых предпочтений заносится в анкету, анализируется, и после беседы клиент попадает в руки Елены Лютюк. «Впрочем, я наблюдаю за ним (за тоном, осанкой, жестами, реакциями) уже до этого, пока Света делает цветовые тесты, - поясняет Елена. - Потом мы собираем всю информацию воедино и в зависимости от того, чего человек хочет достичь, формируем его новый имидж». Что внешний вид играет порой решающую роль, Лена поняла, когда активно занималась театральным костюмом: «Жизнь, в сущности, та же сцена, где цвет одежды и она сама очень хорошо помогают выразить индивидуальность». Кстати, уже знакомый нам Сергей (Сергей Васильченко, бывший клиент, а ныне – менеджер проекта) полностью подтверждает слова наставницы: «Раньше я всегда выглядел эдаким мягким, добродушным мишкой. И все вроде было нормально. Я привык к тому, что ношу, к тому, что на работе меня постоянно подавляют. В таком состоянии я не мог проявлять себя, как личность. Надоело быть на вторых ролях, захотелось в лидеры. Мне предложили поучаствовать в этом проекте. Я надел другие вещи - третью неделю хожу в черно-красном, и многое в моей жизни изменилось к лучшему. Да, я работаю там же, но теперь смело показываю, что есть границы, за которые никого не пущу, и поступаться этим принципом не собираюсь. Прежде я робел, мне было сложно сформулировать это, мямлил что-то. Сейчас это как само собой разумеющееся. Жесткость появилась - отрезал и до свидания». Такой вот рецепт - переодевание. К нему можно относиться скептически, но, если кому-то помогает, почему бы и нет? Мужчины волнуются больше По словам Светланы Алликас, цвет воздействует на нас, в том числе и на наше самочувствие, независимо от того, хотим мы ему «подчиняться» или нет. Неслучайно авторы проекта придают серьезное значение даже «боевой раскраске» окружающих предметов. «Есть совершенно конкретные моменты, когда человеку лучше пользоваться, к примеру, красной ручкой, желтым мобильным телефоном или видеть на рабочем столе оранжевую чашку, - развивает эту мысль Света. - В основном же у нас все упрямо предпочитают серые, коричневые, черные тона, чтобы было не марко, чтобы не выделяться, не ведая о том, что подрезают себе крылья». К Светлане и Елене приходят те, кто, все-таки, надеятся воспарить. Не останавливает и цена преображения – 1000 крон. Среди клиентов – предприниматели, рабочие. Возраст – 28 и старше. И, что на взгляд непосвященного, совсем уж удивительно, более половины – представители сильного пола. «Психологическая грамотность среди мужчин намного ниже, - объясняет Елена, - поэтому им некуда деваться. В ответ на основной вопрос, что бы они хотели изменить в жизни, слышим: отношения с коллегами, на личном фронте, грустное существование. Женщины хотят быть женственнее». Со всеми ли легко работать? Светлана: «Легко и ровно никогда не бывает. Поначалу иногда сложно разглядеть, что человек на самом деле врет, искренне веря, что именно так он и думает. Приходится долго играть с бутылочками, искать противоречия – почему он говорит одно, а цвет показывает совершенно иное. Например, клиент утверждает, что голубой чуть ли не самый его любимый цвет, при этом смещает бутылочку в конец ряда. У вас часто горло болит, интересуюсь. Да, отвечает, а как вы догадались?» Да очень просто. Если призвать на помощь вековую мудрость, то голубой цвет символизирует горловую чакру (энергетический центр), отвечающую за самовыражение, эмоции, словоохотливость. Красный – чакру в основании копчика, вселяющую силу, мужество, чувство лидерства, сексуальную страсть. Сексуальная чакра – три пальца ниже пупка – выражена оранжевым цветом. Это чакра наслаждения и обмена сексуальными удовольствиями, принятия и отдачи, чакра внутреннего голоса. «Желтая» чакра связана с солнечным сплетением - власть, решительность, смелость. Сердечная чакра «окрашена» в зеленый. Это любовь. Синий цвет символизирует чакру области третьего глаза, чакру интуиции, мудрости. Фиолетовый – макушечную чакру, отвечающую за связь с космосом. Это чакра осознания своей неслучайности на земле. «Если чакры работают гармонично, то рождается желанная радуга, - отмечает консультант по цвету. - Человек живет и работает играючи. Если какой-то цвет явно преобладает, это знак – либо где-то застой энергии, либо ее не хватает». За масками – дискомфорт Самую большую ошибку мы совершаем, как полагают мои собеседницы, когда думаем, что рыпаться ни к чему, все равно, «в чем родились, в том и умрем», что нам идут лишь бежевый, синий, черный и брюки классического покроя, а шаг влево или шаг вправо абсолютно немыслимы. Елена Лютюк: «Просмотрев цветовые тесты и побеседовав с клиентом, я набрасываю на бумаге примерный стиль, силуэт, направление. Помогаю подобрать вещи таких фасонов и расцветок, которые необходимы в той или иной ситуации. С кем-то ходим по магазинам. Кому-то шьем одежду сами, выбирая ткань, от качества которой тоже многое зависит. Совсем не обязательно переодеваться с головы до ног. Главной может оказаться деталь - галстук, ремень, платочек. Это я к тому, что максимального результата можно добиться и при минимальных расходах». Интересно, а как, на взгляд имиджмейкеров, выглядят наши политики и прочая публика, которая все время на виду? «Они надевают маску, по их мнению и по зафиксированным раз и навсегда требованиям протокола, необходимую в данной обстановке, - считает Светлана. – Эта маска не ориентирована на личность, на то, чтобы человеку было комфортно. Обычно он чувствует себя неважно». А ведь, наверно, и политикам не мешало бы время от времени менять имидж. Воможно, тогда и принимаемые ими решения будут «с человеческим лицом», а не такими, от которых порой просто удавиться хочется. Маргарита Корнышева ( Здоровье для всех. номер 11 2003 г. Эстония, Таллинн)
|