ПАСХА НА ДОНУ ИЛИ О "ЯИЩКАХ, ВАДИЧКЕ И СТРАШНАЙ НИДЕЛИ" Пасха- главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день православные христиане празднуют избавление от рабства дьяволу и дарование человечеству вечного блаженства. Дата Пасхи определяется по правилу, которое было установлено в 325 году, согласно ему, Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после Пасхи иудейской. На Дону праздник Христова воскресения испокон веков был семейным, Пасху ждали и как долгожданное окончание Поста, как возможность разговеться. Рассказывают старожилы: "На страсной нидели баялися исть-мисноя, малочная. Баялись. Самыи страшныи дни са сряды. Тут ганения за Исусам Христом. А еош ф пятницу били, ф читверьх он абмылсь. Чистый читверьх называицъ." В чистый четверг, то есть в последний четверг перед Пасхой, по православной традиции, все верующие должны искупаться. На Дону этот обряд имел некоторые особенности: "Ф чистый читверх фставали да васхода сонца, абычна набирали вады дома, купалися, штоп лица были харошыя. Штобы никакой балезни на тели ни было. Набирали соль и воду. Ф пятницу да фасхода сонца хадили пасыпали там жывотных, сибя, вадичку выпивали, штоп ни было никакой порчи. Патом вадичку ф свитой угал ставили. Пат чистый читверх. Штоп ана ночь пастаяла. А ф пятницу да васхода сонца брали эту воду и соль, хадили прыскали и пили сами. В этат день купаца (чистый четверг). Но толька купаца, штоп воран варанёнка ни скупал, да васхода сонца. И ф чистый читверх фсида фсё делали, штобы на Пасху ни астаалась адежда грязная." Страстная неделя на Дону была временем не только строжайшего Поста и идеальной чистоты, но и обязательных пожертвований: "От пэрэт пасхую. Батюшка. пару лашадей запружыных. Вазилка. Мишки там у ниво. Там рабочий, Батюшка тольки едит по вулицы. Отак из двара в двор идёть, набыруть зирна. Меру там пшаницы или ячминя. Картошки. А хлеп фсида клали. " А батюшка вот-вот, ужэ к нам прийдёт." Приходить. Булка хлеба на стале для ниво, паложуть. Деньги- трицъ, сорак, писят капеик. Памалился батюшка. Вон деньги бирёть ф карман. Паблагадарили батьшкъ. А он сразу памалилси уходить. Деньги толька паложыть. А эта, буханку хлеба выносють на вулицу, туда на падводу. Зерно на падводу дають." Каждый день последней недели Поста на Дону, как и у остальных православных, имел своё назначение: "И резать ф щитверьх що можна была к Паски : свинью, кабана, иль гусей, иль курей. Ф суботу паски пякли. Паску ф пасудинах пикли. Хлеп пикли так жы. На лапату диривянную лажыли и ф печку сажали. Украшали. Или пышано, или, как длининькая, такое зёрнушка. Бисир называли. Изюм дабавляли. Фсё гатовили ф суботу. Низя в васкрисеня ни лапшу крашыть. Резать этьво, Христа будиш." В субботу, как сейчас, так и раньше, верующие задолго до полуночи стекались в храм. Священнослужители облачались во весь светлейший сан и в полночь объявляли о наступлении Праздника Пасхи. "Паска-это красата! Помню, тётя взила ф цэркафь рана-рана. Адин рас толька в жизни. Мне эта запомнилась на фсю жызнь, кагда выходит свищенник на папирти и правазглашаить "Христос Воскрес!" Белая адежда на свищенике, шапка на нём красивая. Причем там-эти мальщики прислуживали." По окончании службы, молящиеся приветствовали друг друга словами "Христос Воскрес!", обменивались крашеными яйцами и поцелуями. "Семь недель Пост,нам ни давали есть. Паэтаму красили яиц многа. Нас диржали строга. Асвищонаи яйцы клали к иконам. И вот ани лижали там. Лижали долга, да какова та празника. А патом их снимали с полки. И были нармальныи яйца. их съйидали." В первый деньпразднования Пасхи женщины оставались дома, а мужчины ходили в гости. Во второй день празднования Пасхи в гости ходили женщины, а мужчины, соответственно, оставались на хозяйстве. Но существовали на Дону обычаи празднования Пасхи, которые противоречили церковным канонам: " Сели разгавляцца. Ва-первых паску нарежуть, на фсю, а режуть. Сала, яйцы крашыныи. Начинають разгавляцца паскаю. Бяруть сала кусоками на эти паски и яйцы, малако-свичёнае фсё. Паели и пъвылазили. Вот тут-ть начинаица празник. Идуть и старыи и малыи, стрыи идуть к старым, маладыи - к малым. Улица сабираица-празник." Традиция хождения в гости на Дону не слишком приветствовалась. Казаки устраивали народные гуляния, играли в игру, по своим правилам напоминающую современный боулинг, где вместо кеглей использовались крашеные яйца, сбиваемые кожаным мячиком - "шаптуном". "На Паску у катка грали. Такой мящ делають шаптун называица. Там бабушка жыла, шыла мячики. Он с кожи шъёца, а ф стрётку набиваица вата. Тада у занавеску, и мишають эти яйцы. Каждый знаить сваю яйцо. Мишають и растанавливають их. Ну, примернъ, утак шыриной. Шилаэк питнацыть, двацыть, ато да палсотни буить. И тада атходють на мешиная места и котють, этат шаптун. Папал в ийцо, яво. Фтарой рас пападуть - шлыщка. Если третий рас пападёшь-забираишь." В некоторых станицах и хуторах, однако, в первый день празднования Пасхи вообще не выходили из дому: "На первый день ни выхадили никуда. Дажы вот дефку аддадуть на другой хутар, нихто, нихто ни к каму в гости ни ездить на первый день. Разгавляюца. а на фтарой день тада уш можна." Не было на Дону и традиции хождения на кладбище. В этот день старались не вспоминать о смерти, более того, считалось, что "на Пасху грех памирать". Вообще, много чего на Дону, как и везде "считается" и "принято", уклады жизни разняться даже в крохотных соседствующих хуторках, но, не смотря на обилие мнений, поверий и просто предрассудков, Пасха была и будет величайшим православным праздником, объединяющим весь христианский мир. Виктория Селивёрстова материал создан при поддержке участника ежегодной фольклорной этнолингвистической экспедиции кандидата филологических наук Н.А. Архипенко (все цитаты подлинные)
Источник: http://статья на прислана конкурс в журнал "Sовершенство" и "Горячий шоколад" |